Краудфандинг — это что?
03 Апреля, 07:39

Итак, чем мы, собственно, здесь занимаемся. Не пугайтесь — краудфандингом. Википедия характеризует нашу деятельность так:

Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowdfunding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций.

Откровенно говоря, часто мы просто сами забываем, как пишется слово «краудфандинг». Его заслуженно характеризуют как «уродливый англицизм, аналога на русском которому пока не придумали» (Краудфандинг по-русски — нет шансов?..). Но что делать? Если придумаете слово получше, напишите нам. "Складчину" не предлагать

Схема краудфандинга

Суть краудфандинга очень проста: если у человека есть какой-то интересный проект, он может интересно описать его и привлечь внимание других людей, которые скинутся на осуществление этого проекта. В оффлайновом режиме облачное финансирование реализуется, когда вы с соседями скидываетесь на установку домофона, с однокурсниками — на покупку букета для преподавателя, с друзьями — на шашлыки. В последнем случае часто присутствует элемент краудсорсинга — то есть обеспечения не деньгами, а ресурсами: кто-то принес мангал, кто-то замариновал мясо, кто-то всех подвез на машине до речки. Если мыслить в государственных масштабах, то хорошие дороги тоже финансируются облачно — при помощи налогов.

В общем, краудфандинг — это очень древнее явление.

Однако с изобретением интернета оно получило второе дыхание. А все потому, что облачное финансирование осуществляется обычно каким-то сообществом (одногруппники, соседи, друзья, сограждане), а с появлением Интернета коммуникативные возможности людей сильно расширились, и новых сообществ стало гораздо больше. Большинство из них не объединены, как в старые добрые времени, какими-то устойчивыми вещами, вроде стен одного дома, одним юридическим лицом, Конституцией или записями в экзаменационном листе. Зато точно объединены общими идеями и интересами. В отсутствие Интернета любовь, например, к творчеству Стругацких могла сблизить людей, только если они жили рядом или учились вместе. Теперь таких ограничений нет.

С появлением глобальной сети мы получили возможность участвовать в нематериальных пикниках с удаленными друзьями. И с ними же скидываться «на шашлыки».

На Западе такая возможность уже реализуется вовсю: люди скидываются на разработку ПО, издание книг и дисков, создание компаний, поддержку политических акций и помощь пострадавшим от стихийных бедствий. Самый популярный в США краудфандинговый сервис Kickstarter ежемесячно бьет рекорды собранных сумм - последний из таких рекордов был в районе $10 млн. В России, на самом деле, краудфандинг тоже не стоит на месте: люди «из Интернета» помогают тушить лесные пожары, разоблачать коррупционные схемы, закупать оборудование в больницах. Правда, есть одно «но»: на Западе для этого существуют специальные финансовые схемы, технологии, системы и ресурсы. У нас люди вынуждены пользоваться подручными средствами, часто неудобными и не слишком приспособленными для целей краудфандинга. Именно для того, чтобы сделать краудфандинг в России удобнее и приятнее, мы и создали «С миру по нитке».

 
© 2010–2017 «С миру по нитке» — помогаем воплощать идеи